Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса о принципиальной возможности отнесения хэштэгов к разряду средств индивидуализации.
Ключевые слова
Хэштег, товарный знак, средство индивидуализации.
Hashtag, trademark, means of individualization.
В настоящее время большая активность наблюдается в сфере осуществления продаж и оказания услуг в многочисленных социальных сетях. Пользователи проводят значительное время в своих аккаунтах. Так как каждый пользователь потенциально является потребителем (покупателем) определенного товара (услуги) продавцы используют современные реалии для наращивания своих продаж с использованием социальных сетей. Ключевую роль в данном процессе играет хэштег.
Хэштег, образовано от англ. hashtag (hash - знак «решётка» и tag - метка). Под хэштегом понимают определённое ключевое слово либо словосочетание, либо фразу которая применяется преимущественно в социальных сетях с целью облегчения поиска информации по интересующей теме. Непременным атрибутом хэштега является знак решётки «#», расположенный вначале. Появление хэштега связывают с именем Крис Мессины, который в августе 2007 года впервые использовал знак «#» для идентификации групп в социальной сети. В настоящее время ни одна публикация в социальной сети не обходится без хэштега.
В связи с чем на практике возник вопрос как рассматривать хэштег? Является ли он самостоятельным средством индивидуализации? И что самое главное является ли использование хэштега - нарушением исключительных прав на товарный знак?
Как нам известно товарный знак - является средством индивидуализации товаров/услуг компаний и отдельных предпринимателей. Следовательно, товарному знаку присущи определенные признаки:
- Он должен быть новым. Иными словами, уже известное обозначение не может индивидуализировать товары и услуги. Товарный знак не должен быть похожим на уже известные на определенной территории регистрации обозначения. Данное условие можно назвать «национальной новизной».
- Он должен быть оригинальным. Синонимом данному признаку можно рассматривать различительную способность, которая подробно рассмотрена в ст. 1483 ГК РФ.
- Он должен быть соответствующим законодательству страны в которой планируется его использование. Данный признак обозначает соблюдение различного рода моральных и этических норм, соблюдение требований к правообладателю, недопустимость недобросовестной конкуренции и прочее.
- Он должен индивидуализировать соответствующие товары/услуги и посредством них индивидуализировать правообладателя. Иными словами, выделять соответствующего производителя (продавца) и его товары/услуги на конкурентном рынке.
Теперь вернёмся к хэштегу. Хэштэг выступает в качестве немодерируемого приглашения к обсуждению «#донскиеовощи», «#щербининипартнёры». Из любой комбинации букв, в кириллице или латинице, с использованием других символов и без них возможно составить хэштег. Если хэштег поддерживает значительное число пользователей социальной сети, то хештэг превращается в тенденцию, которая способствует привлечению ещё большего числа пользователей к определенного рода информации. Хештеги не подлежат процедуре обязательной регистрации. К ним не предъявляется никаких обязательных требований (за исключением, пожалуй, соблюдения принципов морали и этики). Хештеги не подлежат учёту и контролю ни со стороны пользователей, ни со стороны администраторов социальной сети. Их нельзя удалить из общедоступного пользования, следовательно, их можно использовать бесконечно. Хэштеги могут индивидуализировать товары, услуги, продавцов, а могут и не делать этого, обладая только лишь информативным характером.
Является ли хэштег средством индивидуализации? С точки зрения законодательства - нет. Ст. 1225 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень средств индивидуализации: фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения. Расширять перечень на данный момент необходимости нет. РОСПАТЕНТ сформировал свою позицию относительно хэштега ещё в 2016 году. «Хэштег может использоваться как средство индивидуализации товара, но одновременно это не должно мешать его использованию по первоначальному назначению в сети» - заявил «Газете.Ru» Роман Захаров, заведующий отделением товарных знаков ФИПС, подведомственного РОСПАТЕНТу.
Очевидно, что хэштег может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Практика по регистрации хэштегов уже имеется в патентных ведомствах США и Европы. РОСПАТЕНТ также формирует свою практику патентования хештэгов, естественно символ «#» указывается в качестве неохраняемого элемента. В то же самое время нет необходимости регистрировать своё обозначение именно в форме хэштега, чтобы обеспечить его защиту от незаконного использования в социальных сетях. Ведь ст. 1484 ГК РФ напрямую указывает нам на способы использования товарного знака: в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Следовательно, если Вы правообладатель товарного знака «Щербинин и партнёры» и Вам стало известно о предложении услуг, однородных Вашим, в одной из социальных сетей, с использованием «#щербининипартнёры», значит следует вести речь о незаконном использовании товарного знака. С другой стороны, если множество пользователей в социальных сетях отмечают хэштегом «#щербининипартнёры» информацию об оказании определенного вида услуг, к тому же в публикациях имеется указание именно на Вашу компанию, то не стоит судиться со всеми. Ведь по большому счёту данные пользователи просто делают Вам бесплатную рекламу.
Хэштег не является переворотом в сфере интеллектуальной собственности, так как не образует качественно нового её объекта. Хэштег попадает в рамки, очерченные законодателем в ст. 1225 ГК РФ. В то же самое время в сфере информатизации хэштег совершил настоящий переворот и уже давно вышел за пределы социальных сетей. В настоящее время хэштеги можно встретить в публикациях, наружной рекламе, телевидении.
Таким образом, хэштег может быть товарным знаком, равно как и товарный знак может быть хэштегом. Использование хэштега может нарушать права на товарный знак, ведь Интернет является одним из способов использования товарного знака, но стоит уделять внимание конкретным обстоятельствам дела.